Алексей Губарев
Tsaplia 2009
"Представьте себе..."(Намеки)
Снова и снова размышляя над концепцией пустоты (простоты), следя за последними тенденциями в искусстве и просто посещая современные выставки у меня невольно возникло какое-то внутреннее ощущение кризиса, усталости что ли, от перенасыщенности и пестроты арт-рынка. Правда ведь, что уже достаточно долгое время, со времен постмодернизма, не было сформулировано ни одно действительно значимое направление в искусстве, разве что появившийся в 1999 году «стакизм». Конечно нельзя отрицать, что движение в этой сфере идет постоянно и существует много незначительных и сырых течений, однако еще не сформировавшихся окончательно и не обозначенных звучным термином.
Эпоха постмодернизма затянулась, художник получивший возможность отбросить последние рамки цензуры заполонил мир всевозможной декоративной рухлядью, которая как цунами обрушилась на мировой арт-рынок, и найти в этой толще воды настоящие шедевры становится все труднее. Пестрота отвлекает глаз, а количество и равноценность стали злейшем врагом постмодернизма. Ведь значимость во многом зависит от уникальности, а что может быть уникальным в этой гуще всевозможных арт-объектов, где есть уже наверное все.
Естественно существует несколько путей развития, например напрямую зависящих от развития технологий, но я предлагаю свой вариант, заключающийся в отрицании. Да, снова отрицание, именно оно является одним из ключевых факторов нахождения чего-то нового, и в данном случае, я хочу отказаться от буквального, физического восприятия арт-объекта, заменив его интерактивным намеком, подходом к нему абсолютно с другой стороны. Речь идет о подмене восприятия вещей и взаимодействии с воображением человека. Я не собираюсь изготавливать конкретный, готовый образ на холсте, или другой предмет искусства, а пробую подтолкнуть зрителя к созданию его собственного образа у него в голове, конечно не без его помощи, человек должен быть заинтересован в использовании своего воображения. Я хочу уйти от ленивого, безучастного восприятия визуально готовых объектов и задействовать творчески созидательные возможности мозга, но не как делал это в свое время Ив Кляйн, выставляя невидимые работы, смеясь над зрителем, а наоборот слиться с ним, основываясь на равноправном участии: я делаю свою часть как художник, показывая зрителю другие, непривычные пути восприятия картин, скульптур, инсталляций., проще говоря создаю намек на конкретный арт-объект, а зритель, в свою очередь, по этим подсказкам достраивает у себя в голове привычный ему образ, то что подразумевается под созданными намеками. В итоге, готовый арт-объект рождается совместными усилиями художника и человека, не поленившегося задействовать свое воображение.
В данном случае то на что намекает художник , объект создаваемый в воображении человека играет хоть и значимую, но все же второстепенную роль, основная же цель и работа творца заключается в нахождении обходных путей к желаемому произведению. Не имеет значение, что конкретно изображено на полотне, важен процесс, происходящий в мозге под воздействием разных органов чувств. Например, можно заглянуть в бочку с водой, а можно прочитать табличку с надписью вода, или почувствовать ее запах – таких способов замены восприятия несложно найти еще очень много. Ясно одно: поиск и отрицание как брат и сестра навеки неразлучны в своем желании вечного движения.